Color — What Is It?

Искусство Сергея Лапши ХХI века


Часть 2

mironovacolor.org > Статьи > Искусство Сергея Лапши ХХI века, Часть 2

Продолжение. Начало

№7 Открытие


"Открытие"

Эта работа – одна из самых красивых, и в то же время богатых по смыслу.

Наше эстетическое чувство получает глубокое удовлетворение от зрелища чёткого порядка, таинственной гармонии приглушённых спектральных цветов, классической нумерологии (5х5 прямоугольников фона, 5 ярких Т-образных фигур).

Казалось бы, приём Художника до наивности прост: метафора открытия (как подвига человеческого разума) здесь интерпретирована как простое открывание двух створок дверей (ворот). Заметим: острые формы светлых фигур невольно ассоциируются с остротой ума (учёного, изобретателя…), а светлые вертикальные столбики победно утверждаются над горизонталями основания – всё в целом напоминает обелиски – памятники гениям, которые совершили эти открытия.

№8 Природа


"Камыш"

8-4 "Камыш". Пример того, как можно создать образ неисчислимого множества растений, используя две формы: черный стержень и белую дужку. Работа создаёт впечатление большого количества форм, но не утомляет зрение. Здесь сочетаются лаконизм приёма и многообразие ритмов: белые дужки на чёрных стеблях играют каждая свою мелодию, а в целом получается слаженный ансамбль.


"Кристалл"

8-5 "Кристалл". Большой красный куб – слишком искусственная фигура – это дело рук человека, а не произведение природы. Так же искусственна трава вокруг куба. Кто-то забросил эту красную глыбу в чуждую ему среду.


"Поля"

8-6 "Поля". Вид вспаханного поля настраивает человека на поэтический лад – так же, как все большие пространства – море, небо, горы…Недаром в песне воспето «Русское поле».

Композиция "Поля" относится к самым ритмичным и музыкальным.

Её хочется спеть хором, или сыграть на органе. Она внушает также и более глубокие мысли: о величии человеческого труда, покоряющего землю, и вместе с тем – о неумолимости земли, высасывающей из человека жизненную силу и дающей взамен малую толику светлой радости.

Ведь труд – не только радость, но и в какой-то мере – проклятье.

«Но вот зловонными дворами
Пошли к проклятью и труду» ( Ал. Блок)

Думаю, что эта работа С.Лапши – одна из самых впечатляющих.


"Начало"

8-4 "Начало". Так представляет себе Художник сотворение мира. Это подобно строительству каркасно-панельного сооружения – или плетению паутины с последующим заполнением её различными материалами.

У всякого начала бывает предначало, а у этого предначала – доначало – белый лист. Затем воздвигается каркас из стержней (столбов, раскосов, балок, перекладин, подпорок и т.д.). А затем остаётся заполнить этот каркас плоскими панелями различных цветов.

Творение вторгается агрессивным клином в первозданную девственную белизну, и если этот процесс не остановить – нечем будет дышать. Незабвенный Козьма Прутков сказал: «Если у тебя есть фонтан – заткни его. Дай отдохнуть и фонтану». Художник тактично остановил процесс созидания материи на полпути – иначе было бы нарушено космическое равновесие «пустого и полного». Аминь.


"Микроструктура"

8-8 "Микроструктура". Углубившись в микроструктуру какой-либо вещи, мы теряем её из виду.

Все вещи одинаковы – это скопления микрочастиц. У них там в глубине материи весело: разноцветные шарики вертятся и трутся друг о дружку.

Наш неповоротливый разум пока ещё не освоился с законами нано-мира. Никогда не придётся нам заглянуть в этот мир непосредственно своими глазами. Спасибо – Художник дал нам об этом некоторое представление.


"Нефть"

8-9 "Нефть". В этой композиции визуализируется процесс превращения живых растений в «жидкий минерал» - нефть. Работа отличается иллюстративностью и может служить учебным плакатом для школьников по предмету «Природоведение».

№9 РЕШЕТКИ




"Китай"

9-1 "Китай" – В этой композиции выражена идея стандартизации людей (так, как мы её понимаем): китайский народ – это сплошная безликая масса. Человек лишен индивидуальности. Люди – это одинаковые роботы.

Такая точка зрения была сформулирована ещё в сказке Андерсена: "Китай, как известно, очень большая страна, и все люди в ней – китайцы». Удивительно, не правда ли?"


"Изменение"

9-2 "Изменение". Истый европеец постарался бы покрасить одинаковые решётки по-разному – только с одной целью: избежать однообразия и стандартизации. Таковы уж мы по природе.


"Каземат"

9-3 "Каземат". Это может присниться в страшном сне. Это – тюрьма народов, плод настойчивой политики унификации и «уравниловки», проводимой в некоторых странах (в основном – восточных).

Заходящее солнце бросает на тюрьму последние блики света – но для её обитателей свет уже давно погас.
— А может быть, это не здание, а сплошной массив – колоссальный памятник тирании и угнетения народа?
— Тогда он должен быть выставлен в людных местах для предостережения народа от потери политической бдительности.


"День грядущий 2"

9-4 "День грядущий". Художник Сергей Лапша по натуре – оптимист. Он избегает мрачных пророчеств (по возможности). На этой работе он желает внушить зрителю уверенность в том, что жизнь станет лучше и веселее.

«Живём мы весело сегодня,
А завтра будет веселей» (Из песни советских времён).

В композиции "День грядущий 2" время движется снизу вверх. Соответственно цвет кружков изменяется от красного через оранжевый и жёлтый к белому.

Вместе с тем размеры фигурок увеличиваются, и в конце концов они соединяются в две сияющие полосы. Как говорил наш вождь Н.С.Хрущёв: «Мы идём к сияющим вершинам коммунизма!»

Как говорится: посмотрим – увидим.

№10 ПУРИЗМ


"Весна І", "Весна ІІ", "Весна ІІІ"


"Зелёный штиль"

10-1 "Весна І". 10-2 "Весна ІІ", 10-3 "Весна ІІІ", 10-4 "Зелёный штиль" – Эти композиции можно отнести к классическому стилю «пуризм». Временами Художник чувствует потребность отдохнуть от многообразия форм этого мира, от усилий формотворчества… Хочется упростить композицию до минимума, но при этом не потерять эстетическое качество. Для этого пригоден спектр основных цветов: демонстрация его в чистом виде способна создать статус произведения искусства стиля «пуризм» (от слова «чистый» «pure»).

Компьютерная техника блестяще справляется с подобными задачами.


"День грядущий 1"

10-5 "День грядущий 1" – фактически, это повторение композиции «День грядущий 2» с добавлением контуров ко всем «лампочкам».

Мораль сей басни – та же, что и в композиции "День грядущий 2" – надежда на счастье в будущем, которого чуть-чуть не хватает в настоящем.

№11 ЭКЗОТИКА


"Норвегия"

11-1 "Норвегия" – таинственная загадочная страна туманов, снегов и льдов, где Эдвард Григ создал бессмертную музыку сюиты на тему поэмы Ибсена «Пер Гюнт», где Сольвейг прибегает на лыжах и поёт чудесную песню вечной любви… Где Олдос Хаксли воспел народ простых рыбаков и смелую девушку Салку Валку, которая питалась почти исключительно рыбой, только что вытащенной из моря…

Чтобы описать работу С.Лапши «Норвегия» - я не найду слов.

При виде её в моей душе начинает звучать музыка Грига и шум штормового прибоя, крики чаек и вторая часть концерта Грига для фортепиано с оркестром (в исполнении Святослава Рихтера).

Я бы отдала этой работе Сергея Лапши первое место во всём собрании его работ. Как точно он нашёл пропорции, краски и фактуры для выражения сути поэзии этой северной страны, её таинственного очарования и неповторимой экзотики! Здесь сочетаются чёткое и туманное, солнечное и ледяное, закон и воля…

Поистине, здесь Художник играет на компьютере, как на органе.


"Япония"

«Кто-то прошёл здесь вчера…
О, почему не заметил
Хижины бедной моей!»
(из японской поэзии)

11-2 "Япония". Что-то есть в этой композиции истинно-японское: сочетание белого с зелёным, аритмия в расположении зелёных пятен – подобно свободному ритму японской поэзии, не желающей сковывать себя каноничными размерами и рифмами. Одиночество и маргинальность пурпурного пятнышка внизу картины, готового вот-вот исчезнуть, не оставив следов…

Зелёные пятна у верхней рамы похожи на следы неуверенной походки человека по свежевыпавшему снегу: он не идёт, а пробирается, нащупывая ногами каждый шаг.

Трудный жизненный путь и одиночество – вот судьба человека.

P.S.

Дом

Что может рассказать о доме эта цветистая эффектная работа?

Этому дому недолго существовать: хоть он и новый, но готов вот-вот рассыпаться. В нём нет общей связующей идеи (силы). Каждый этаж живёт своей жизнью и не желает гармонировать с другими. Отношения между «соседями» нельзя назвать позитивными: они или откровенно враждебны, или тайно-недоброжелательны, или «безвкусны», то есть негармоничны в классическом понимании этого слова.

Перенумеруем цветные полосы от нижней до верхней (от 1 до 8) и рассмотрим попарные сочетания их цветов.
1-2 – жёлтый-зелёный – «яичница с луком», «низкий штиль», бесхарактерное сочетание (по И.В.Гете). Не-гармонично, грубовато.
2-3 – жёлтый-голубой – сентиментально, простонародно; если бы голубой был спектральной яркости (типа берлинской лазури) – это было бы хорошо, но здесь он сильно разбелен, что нарушает гармонию.
3-4 – дисгармонично по той же причине, что и 2-3. Разбеленному среди насыщенных быть не положено.
4-5 – пурпурный-красный – недопустимый диссонанс двух насыщенных цветов, соседних в круге (согласно классической теории гармонии).
5-6 – красный-синий – вот, наконец, гармоничное сочетание, применяемое в геральдике, всем понятное. По закону диалектики – крайности сходятся.
6-7 – синий-белый – это сочетание позитивно в силу своей естественности: небо и облака, море и парус, небо и снежное поле; оно прохладно, но не замораживает.
7-8 – два светло-серых - слишком тонкий нюанс между ними. Чувствуется затаённая вражда, соперничество, скрытность, неискренность между людьми или вещами.

Весь этот «парад этажей» фигурирует на тёмно-зелёном фоне, слегка сдвинутом с вертикальной оси. Недолго этому дому простоять – он уже начал разрушаться.

Игрушки

Если это игрушки – то не для детей.

Центральное место в композиции занимает большой чёрный квадрат на белом фоне – увы, вплоть до наших дней эта фигура не перестаёт волновать карикатуристов и фельетонистов, а может быть, они не успокоятся и во все последующие века.

В композиции Сергея Лапши этот квадрат прикрыт тремя цветными фигурами, но что значит их балалаечный хор по сравнению с мощным гудением чёрных басов органа? Наивная простота красно-жёлто-голубого немного усложняется серьёзностью чёрно-белого и глубокомыслием пурпурного – хотя и в малом количестве, но весьма значимом.

Камнепад

Об этой работе хочется писать стихами. Здесь выявлены главные числа, о которых сказал Поэт: «Пастухи моей мысли» (В.Хлебников).

Здесь есть один, и два, и три!

Подумайте – как это важно! Ведь вы – один, но с вами друг, или подруга, а может быть – ваш верный пёс… И вы – не одиноки.

И Бог у вас един в трёх лицах – Отец, и Сын, и Дух Святой!

Ещё четыре камня рядом встали –
Они четыре времени в году обозначают.

Четыре в комнате угла, четыре ножки у стола, а также и у кошки – всего четыре ножки (pardon, вспомнила детство). Четыре – число миростроительное. Мы различаем 4 стороны света, а в нашей собственной фигуре – 4 фасада: передний, задний и два боковых.

Сумма 3+4 равна 7. Семь – также число магическое, библейское. Им исчисляется множество важнейших событий: дни вселенского потопа, годы изобилия и голода, число дней поста и пиров, праздников и жертвоприношений, целебных омовений, столбов в храме, братьев в семье, трубящих ангелов, чаш гнева Божия, изливаемых на землю… Всего в Книгах Ветхого и Нового Завета насчитывается почти 2750 упоминаний числа семь в различных контекстах. Достойно всяческого одобрения то, что современный художник напомнил нам старинную и вечно актуальную науку о числах.

Окно

Окно – это слово, родственное слову «око». Это отверстие в стене, сквозь которое можно видеть наружный мир – небо, землю и прочее.

Через это окно мы не увидим ничего. Здесь виден только большой чёрный крест, заслоняющий вид. О чём он говорит? Может быть, он пророчит близкий конец жизни на Земле? Или крушение ваших надежд? Или разочарование в чём-то важном для вас?

Долго созерцать эту работу не рекомендуется.

Подушка

Эта вещь может служить тестом для испытания фантазии и эрудиции зрителя. Ответьте на вопросы:

  1. Сколько слоёв в этой подушке? Три или четыре?
  2. Почему не два и не пять (или даже один?)
  3. Почему подушка летает в воздухе вместо того, чтобы лежать на стуле?
  4. Что опускается на неё сверху? Юбка, брюки, или ещё одна подушка?

Бывают в жизни вопросы, на которые не существует ответа.

Лес и вода

Простите, но я не вижу здесь ни леса, ни воды. Здесь только 8 стержней и 8 спектральных цветов, расположенных в «физическом» порядке. Всё это из области оптики и компьютерной графики.

В этой работе есть некоторая музыкальность – поскольку цветовой ряд соответствует звуковому (октаве), но сам по себе хроматический звукоряд – ещё не музыка.

Три вселенских короля

Потрясающе! Эта композиция, должно быть, стоила многих ночей и дней мучительных раздумий, многих листов испорченной бумаги для эскизов и килобайт затраченной энергии... Зато уж получилось на пределе гениальности: ясно, чётко, кругло и квадратно, а сверх того - жёлто-сине-красно. Но лучше всего удалось белое. А сколько смысла, колорита, магии чисел! Это новая сказка о трёх королях - почти, как у Андерсена. Впрочем, если убрать "королей" - получится "Белый квадрат на чёрном фоне" - тот же Малевич, но наоборот! Поздравляю Сергея Адамовича с новым успехом.

Заключение: желаем Сергею Адамовичу новых творческих успехов! Л.М.

Л. Миронова,
11.2017

https://www.facebook.com/groups/186926684654453/
https://vk.com/club22691156

Задать вопрос Мироновой Л.Н.


mironovacolor.org > Статьи > Искусство Сергея Лапши ХХI века

Copyright © 2004—2017 Миронова Ленина Николаевна, Иванов Дмитрий Григорьевич

Вопросы, комментарии и предложения высылайте по адресу: frosofco@gmail.com | ВКонтакте | Facebook